iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic
iris_arctic

Categories:

"Цари - народам. Народы - царям" (Исторический музей)



Вот это да!
Скорее все бегите в Исторический музей! Совершенно замечательная выставка, очень классная экскурсия (выставка+экскурсия = 200 рублей, а по гилмону так вообще 100!).
На выставке - Императорское собрание Этнографического музея. Те вещи, которые дарились императору, которые приобретались. Вещи и предметы быта, которые показывают разнообразие и уникальность народов, населяющих страну.

Больших ожиданий не было, думала, что будет что-то типа пыльного музея поля чудес, тем сильнее была моя радость!
И тем страшнее своими эмоциями ниже все упростить.



Буду частично копировать информацию о выставке.
*Материальным воплощением национальной идеи стало создание в 1895 году Русского музея Императора Александра III. Стены его украшены розовым мрамором, а под галереей по периметру идет широкий фриз с горельефом, на котором изображены жанровые сценки из жизни народов Российской. Копия этого горельефа украшает вход на выставку в Большом выставочном зале Государственного исторического музея Южного Урала.
--
Интересно, были ли недовольные - кого в конец горельефа поставили, кого в начало?


А вот здесь, у этого квасника, очень интересно. Это гжель. Но видели ли вы когда-нибудь гжель с желтым цветом? Оказывается, было.

*Подмосковная Гжель издревле славилась своими глинами и гончарными ремеслами. В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ «во гжельской волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам». Помимо загадочных «алхимической сосудов», делали в Гжели всякую иную посуду, изразцы, знаменитые глиняные игрушки и свистульки.

Итак, на дворе конец XVIII века. Народ кряхтит и стонет под гнетом "просвещенного абсолютизма". В газетах без всякого стыда печатают объявления о купле-продаже крепостных людей. А у гжельских мастеров, судя по их тогдашним изделиям, отличнейшее настроение и вполне жизнерадостный творческий настрой. Достаточно посмотреть на тот самый глиняный сосуд для кваса, выполненный в форме двуглавого орла. Казалось бы — какие шутки могут быть, когда речь идет о государственной символике? Орел должен быть грозен и суров, всем своим видом обязан внушать владельцу священный трепет. Но в исполнении гжельских умельцев он выглядит как подгулявший купчик в шапке набекрень, который вот-вот пустится вприсядку. Крылья растопырены потешно, с клюва того и гляди сорвется неприличная частушка, и даже оперение у него какое то несерьезное — напоминающее больше рыбью чешую.

Тем не менее, император Александр где-то приметил этот артефакт, оценил по достоинству игривый дизайн и приобрел квасник для своей коллекции. Честно говоря, с трудом верится в то, что этот сосуд наполнялся квасом — несоответствие формы и содержания получается. Сама собой напрашивается мысль, что наполняли его более крепкими напитками, с которыми русский мастеровой издревле водил самую сердечную дружбу. А вот царь, невзирая на злые сплетни либеральных борзописцев, к пьянству расположен не был — лейб-хирург Александра III профессор Н.А. Вельяминов вспоминал: «Государь вина почти не пил, а если пил, то свой любимый напиток – русский квас пополам с шампанским, и то очень умеренно».

Так что не исключено, что государь утолял жажду из гжельского квасника фирменным своим коктейлем — «смесью французского с нижегородским».

середине XIX века коллекционирование предметов старины и народного искусства затронуло и членов Императорской фамилии. Свою коллекцию в середине 60-х годов XIX века начал собирать Александр III. Предметы народного искусства в коллекции Александра Александровича и Марии Федоровны были разнообразны — резное дерево, традиционный традиционный текстиль, ювелирные украшения и керамика. Часть приобреталась во время путешествий по России, другие покупались через коллекционеров и антикваров.
----
Это якутские модели утвари, модели лодок и прочего. У якутов был распространен обряд развешивания, связанный с почитанием духов местности и в зависимости от нужд якуты развешивали необходимое: рыбаки - лодки, охотники - лыжи и тд. Чтобы умилостивить богов.

Элементы защитной одежды. Удивительно так - это все использовалось, носилось. Колечки - мелкие-мелкие. Неужели все делалось вручную?



Русский свадебный костюм. Мужчина одет куда богаче и интереснее женщины. А еще на голове шляпа с помпонами! И вот вся эта традиция, когда мужчина одевается богаче женщины - прямо как истории с павлинами да петухами. Откуда корни? А женщина со свадьбы сразу к печи может идти.

Перчатка для соколиной охоты. С тремя пальцами)
А история вокруг головного убора замечательная - крестьянка отправила головной убор царю (ну, народ понимал, что есть определенная ценность в том, какая у них культура, что они носят, как вышивают, как режут по дереву и тд.), а он в ответ (народ-царям, цари-народу) золотые серьги выслал ей, в разы превышающие стоимость головного убора.

Грузинские сосуды. Очень!

А здесь вот совершенно чудесное. Конец 19 века, а вещь как новая. Вышивка просто светится! Ну вот на самом деле, можно подумать, что на нее направлен свет, ан нет. Сама излучает. Прошло больше ста лет! Впечатляет.

Здесь вот тоже интересно. Это типа кольчуги, но с кожаными вставками. И нарядно-лошадиное. Чудесно совершенно - все эти вещи были в употреблении, в кольчугу носили, лошадь наряжали. Не экскурсия, а машина времени!

Или вот еще. Вышивка (посмотрите - в центре вышивка с единорогом! Такой фаллический единорожка. Откуда у нас единороги в мифологии?) и наряд. И вот эта вот юбка. Тоже 19 век. Ткань - как новая. Т.е. ты смотришь на вещь как на новую, ничего интересного. Переходишь к другому экспонату, а потом - СТОП! Как можно настолько хорошо сохраниться? Реставрации не было.

Здесь я очарована. Дух захватывает - это про этот головной убор. Как у Врубеля в "Царевна-лебедь", правда? Этот головной убор может быть нарисофан, сфотографирован и будет выглядеть совершенно ок. Вживую - просто фантастика! Внизу серьги из речного жемчуга. Как такое можно сделать руками? Мои точно не смогут.


А вот тоже очень интересно. Это экспонаты из коллекции Ф.М. Плюшкина. Плюшкин - купец, коллекционер редкостей, покупал очень много всего, часто без разбора. Есть мнение, что прототипом Плюшкина из "Мертвых душ" стал именно этот купец. Представляете!

Вот как бывает у детей - перевозбудятся в игре, потом ночью уснуть не могут. Так и я. Взрослая тетя, а уснуть не могла. Отличная, отличная выставка!
Tags: выставка, музей
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments