iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic
iris_arctic

Category:

"Превращение" (Пермский Театр Кукол, фестиваль "Соломенный жаворонок")



Про сам фестиваль - позже. Пока - про один из спектаклей.
С нежностью - о Перми. Как не пойти на "Превращение", вот как? Пошла.
Сразу - это первый мой кукольный спектакль для взрослых. И я под впечатлением.
За основу взять сюжет у Кафки, параллельно идет/вплетается еще несколько сюжет, которые могут вызвать недоумение.
Сюжеты эти - начальные и конечные - противоположные по своей сути.
Начало - рождение Христа, ангел приносит благую весть. Семья в доме Грегора Замзы смеется, всем хорошо.
Конец - образ художника, который шел почти по всему кукольному повествованию, прекрасно перенося на себя внимание в момент смены декораций (каталок), вызывая любопытсво и вселяя надежду, превращается в образ Гитлера (!!!) и ты мгновенно вспоминаешь, что в молодости Гитлер хотел быть художником, поступал в Академию искусств (?), но его не взяли.
Образ Гитлера ..ох...ершистость какую-то придал постановке. Не могу отпустить - так ли нужен был постановке этот образ? Понятно, что авторское видение и все дела, но.

Между этими крайностями и разворачивалась уже известная история.
Здесь стоит сделать ремарку о том, что спектакль проходил в малом зале Театра кукол. И не знала о таком!
Мы видим историю глазами Грегора - единственного актера на сцене. Все действие разворачивается на двух каталках, на одной из которых постоянно лежит укрытое простыней тело. И все действие-то на этом теле и происходит. Наверняка у многих реакция - wtf? Вот. Бывает. Сделали. Идея - очень сильная.
Вторая каталка используется в качестве отвлекающего маневра, вводя вторую линию повествования. И здесь чудеса какие-то. Ты, взрослый зритель, настолько погружаешься в повествование, что даже не замечаешь изменений на соседней "сцене". (Ловишь себя на мысли: "ээ, когда успели сделать вот это и то?").
Дальше - мои восторги. Куклы! Вот уж не думала, что буду восхищаться куклами! Но они были замечательными - и трансформер-Грегор, и семья Замзы, и художник. Очень характерные, очень сценичные куклы (мой восторг, опять же, вызван тем, что кукольный зритель из меня неискушенный. Тем дороже было произвести первое - самое главное - впечатление).
Кукловоды - отдельный разговор. Серые (или черные?) кардиналы в самом хорошем, в самом деятельном смысле. Насколько они незаметны, настолько же они и важны. Мы их не видим, при этом мы видим их В куклах, марионетках. Удивительно.
Музыка. И музыка обращает на себя внимание, органично достраивая и включаясь в сюжет. Я не знаю, что лучше - чтобы музыка была органично-незаметной..или органично-заметной?

В спектакле почти нет слов. Куклы-герои не говорят, они эхо-повторяют фразы, гудя, ритмизируя пространство. И в голове начинает пульсировать.

Тема спектакля ясна, но, как все, что нас окружает, может быть подвергнута личной, субъективной нашей, больно-опытной интерпретации. Для того, чтобы стать насекомым, насекомым можно и не становиться. Или так - окружающие сами увидят и решат, становиться тебе насекомым или нет. Промах, слабина, слабость - и айда отсюда, не занимай наше глубокодушевное пространство.

"Людям просто напоминать надо почаще, что люди они" ("Андрей Рублев")
Tags: Пермь, спектакль, театр
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments