iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic
iris_arctic

Category:

Музей Невьянской иконы (Екатеринбург)


Две мои поездки с попытками посетить этот музей не увенчались успехом - он открывается, как и многие музеи в Екатеринбурге (а у нас как?) в 11.
Получилось, получилось.
Этот музей - частная коллекция Евгения Ройзмана.
Обывательский интерес приковывает, конечно, макет храма. От него отходить не хочется, хочется разглядывать снаружи и внутри.


Он детальный!

И внутри как здорово! Вот именно как макет, как объект (инженерного?) искусства.

Здесь фото не совсем показательно, но поверьте на слово. Относительно небольшой размер иконы (немного больше а4) и количество "голов" на ней. Самые маленькие - размером со спичечную головку, при этом под лупой видно, что все черты лица прорисованы детально. Помните умельца, который на рисинке тексты выписывал? Вот что-то подобное.

Так и кажется, что в темноте эта икона будет светиться - золотым и сиреневым, розоватым цветами. Невероятное использование цвета на иконе. Неожиданное. Могла бы такая висеть в церкви? Или только в доме? Или в церкви только и висела?

Розовый конь. Насколько такой цвет частотен?

Невьянская икона писалась чаще всего на заказ, поэтому в мотивах могла присутсвовать определенная вольность (дополнительные элементы) или реакция на события. На иконе выше добавлена фигура палача (в красной шапочке), в лице палача довольно явно угадывается лицо Петра 1. Причина на поверхности: упразднение патриаршества.

Сюжеты некоторых икон встречаются довольно редко. С нами на экскурсии была женщина (в теме) и она сразу обратила внимание на этот сюже - "Не рыдай Мене Мати". На самом деле - не припомню (но я тот еще эксперт) такого сюжета.

Чем Невьянская икона отличается от других? Вот основные признаки, я их в кучу: икона писалась только на досках высокого качества (липа или кипарис), "белоликость" письма. Использовалась техника наплавления, которая создавала некоторую объемность изображения. Икона обычно заказазная, могли добавляться дополнительные элементы. Еще я не поняла момента - касалось это только Невьянской иконы, или про другие иконы тоже - иконы писались по трафарету (потом покажу этот трафарет, как раз в музее ранее увидела).

А вот красноуфимская икона. Насколько я понимаю, ее можно считать ответвлением невьянской иконы, но основное различие бросается в глаза даже мне - растительным мотив по периметру.

Здесь до сих пор мои горести. Как в Перми деревянные Христы мимо меня прошли, как? Так и здесь - я в полной уверенности, что деревянные работы - удел Перми. Ан нет. Русский Север, да и другие регионы вполне себе делали такое. Но да, производство деревянной скульптуры сдерживалось очень сильно.

Ящик из икон и иконоборчество. Счастье, что иконы стали рассматривать не как религиозный символ, а как знаковый культурный объект.

Ну и иконы в разной степени сохранности. Некоторые будут реставрировать. Некоторые - нет.
Tags: музей, религия
Subscribe

  • Фолиевая кислота

    Хотела по-бырику найти нормы употребления фолиевой кислоты (в одном источнике услышала про 400 мкг), но и наши эксперты, и WHO говорят, что эта доза…

  • The Life & Death of Alexander Litvinenko

    В Великобритании поставили оперу "Жизнь и Смерть Александра Литвиненко". Я совсем не про политику. Но с отравлением А. Литвиненко…

  • Незнакомые слова

    Отношение к незнакомым словам. Слушаем, например, аудиокнигу. Или книгу читаем. Сказки татарские были, например. Саша обычно пытается понять…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments