iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic
iris_arctic

Categories:

Музей ЧТЗ (ЧТЗ-Уралтрак. Музей трудовой и боевой славы)


Добралась до музея ЧТЗ! Не прошло и нескольких лет планирования, можно сказать.
Из нюансов: музей (и экскурсия) бесплатны, но желательно записываться на экскурсию заранее.

На самой экскурсии меня попросили не фотографировать (я сильно расстроена, потому что в музее сейчас для меня оптимальный вариант фотографировать и сразу делать подписи, иначе все забуду). Но экскурсовод (насколько я поняла, она же и директор музея) - крайне знающая и интересная, экскурсия того стоит.

Музей будто застыл во времени (но это не делает его плохим), сильно напомнил музей истории треста Магнитостроя.


информация из вики (в основном). Практически на всех стендах видна/чувствуется идеология. Не знаю, примешивается ли к этому ощущению мое субъективное восприятие того времени, но прям чувствуется.

Общая эйфория того времени. Это где-то между "Мы только гайки в великой спайке всемирной армии труда / одной трудящейся семьи" и спором между физиками и шизиками лириками.

Самое начало, завод начали строить в 1930-х в рамках первой пятилетки. За "прототип" взяли американские трактора Caterpillar 60. Видимо, в связи с этим к строительству завода привлекли американцев (помните тот дом на Кирова, как раз те американские специалисты жили в нем). Мне кажется, на этом этапе история завода очень напоминает историю ММК.

Строительство завода связано со строительством соцгорода. И это не просто дома, но и "культурный кластер". Здесь сразу вспоминается книга "Тайна Сороковки", от которой я осталась под впечатлением в свое время.

15 мая 1933 года из ворот сборочного цеха вышел первый гусеничный трактор «Сталинец-60» (С-60). Однако официальное открытие завода состоялось 1 июня. Тракторы С-60 оснащались 4-тактными 4-цилиндровыми карбюраторными двигателями мощностью 72 л. с., работающими на лигроиновом топливе и при весе 9,5 тонн имели максимальное тяговое усилие 4,45 тонн. (мне интересно - "60" - это от какой-то характеристики трактора Caterpillar пошло?)

1936 год. Тракторы предприятия принимают участие в двух грандиозных экспедициях: «Снежный поход» — пройдя две тысячи километров по Якутии при температуре минус 50 градусов, и Памирский переход на высоте 4 тысячи метров в Туркестанском военном округе. (Снежный поход был в какой-то степени спасательной операцией, мне интересно, за сколько дней тракторам удалось пройти эти 2000 км.)
О, нашлось:
Помощь пришла с далекого Челябинского тракторного завода, куда пришла телеграмма: «Сверхсрочно. Правительственная. Директору Челябинского тракторного завода. Во льдах реки Лены замерз караван судов с жизненным грузом Якутии. Севморпуть организует экспедицию спасения и вывоз грузов тракторами «Сталинец». Нуждается технической помощи завода. Путь в очень тяжелых условиях — 2 000 километров. Молнируйте решение».
3 марта 1936 года экспедиция финишировала в Якутске. Путь в 1700 километров ее участники прошли за 16 ходовых дней. Все тракторы были в исправности, грузы в целости, а люди здоровы.

Май 1937 года. На Всемирной выставке в Париже трактор С-65 отмечен высшей наградой — дипломом «Гран-при».
А ранее - наш Каслинский чугунный павильон)


А вот и американские специалисты. Всего 40 из СССР и 12 из США

Вот эти впечатляющие темпы роста.

Здесь забавная формулировка "Аттестат ЗНАТНОГО мастера". Это какой мастер?

20 июня 1937 года начат серийный выпуск трактора «Сталинец-65» (С-65) мощностью 65 лошадиных сил с дизельным двигателем. ЧТЗ первым в стране освоил выпуск топливной аппаратуры для дизелей. ЧТЗ стал пионером советского тракторного дизелестроения.

Рабочие собрали 11.5 млн. Никто особо и не спрашивал, наверное. Урезали из з/п, а потом представляли так... (или сами реально собирали?)

Какие-то совершенно невероятные сроки.



Музей не самый маленький, ходить и разглядывать можно долго.

В сжатые сроки завод стал одним из главных арсеналов фронта, за годы войны было произведено: 18 тысяч танков и самоходных установок; 48,5 тысяч танковых дизельмоторов; 17,7 миллионов заготовок боеприпасов.

Предприятием было создано 13 типов новых танков и САУ, 6 типов танковых дизельмоторов, в частности модификации В-2. Впервые в мировой практике танкостроения сборка тяжёлых танков была поставлена на конвейер.

За время войны заводу 33 раза присуждались Красные Знамёна Государственного Комитета Обороны за победу во Всесоюзном соревновании. Два знамени оставлены коллективу на вечное хранение.




archive74: Машины ЧТЗ стали основным наземным транспортом в Антарктиде. С их помощью разгружали корабли, осуществляли передвижение в глубь континента, строили первую станцию «Мирный» и последующие: «Пионерскую», «Восток-1», «Комсомольскую» и др. Обосновавшись на станции «Мирный», полярники начали готовиться к первому санно-тракторному походу. Поезд составили из двух тракторов и шести саней. Первый внутриконтинентальный поход протяженностью почти 380 километров продолжался более месяца: из-за морозов в 50-60 градусов, сильных ветров, метелей, трещин во льдах в день проходили всего по несколько километров. Каждый из тракторов буксировал двое саней с 12-тонным грузом. На санях разместились домики для полярников, научное оборудование для работы. А по мере подъема по ледовому плато на высоту до трех тысяч метров воздух становился все более разряженным. Не только людям было трудно дышать, но и тракторы «задыхались». И все же они без существенных поломок отработали по две тысячи часов во время первой полярной экспедиции. В 380 километрах от поселка «Мирный» на высоте 2700 метров над уровнем моря с помощью тракторов «С-80» была построена станция «Пионерская», были сделаны взлетно-посадочные полосы для самолетов. «Сталинцы» оказались крайне необходимы экспедиции.



Самый крупный трактор, выпускаемый в Челябинске.

Первый трактор был собран в 1983 году, всего было выпущено десять машин. Предназначен для энергоёмких вскрышных работ в горно-рудной промышленности, для выполнения больших объёмов земляных работ в дорожном и мелиоративном строительстве. Номинальная сила тяги — 75 тонн, максимальная — 140 тонн. Мощность двигателя — 820 л.с. Полная масса трактора с бульдозерно-рыхлительным оборудованием — 103 тонны, 30 тонн из которых — масса оборудования. Использовалось 2 вида гусениц: для скального грунта массой 6 тонн и более широкие для суглинка массой 8 тонн. Впечатляет. А теперь своими словами (=буду врать, наверняка). Раньше при добыче алмазов "прежними" методами (делали шурфы и взрывали) алмазы сильно деформировались и подходили только для "технического" использования. С привлечением Т-800 алмазы больше не страдают :) 

...ну а сейчас что? С 2011 года на ЧТЗ сменилось 5 руководителей.
Грустно.

Tags: Челябинск, интересно, музей
Subscribe

  • Открытие сезона. Уктус

    Ну вот, процесс пошел! Сноубордический сезон открыт. Для Саши это второй сезон, для Лены - первый. Ездили с absolute.drive в Уктус. Лена была с…

  • (no subject)

    Мне всегда казалось, что дорогая до мостика в Казанцево долгая. А оказалось - совсем нет. От бабушки и до моста и обратно - ок. 11 тыс. шагов, то…

  • Книжка

    Умилительно Сашино рисование. Лена рядом, повторяет за ним. Рисовали книжку. Мои зайчики совсем не художники, но сердце матери тает от этих…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments