iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic
iris_arctic

Categories:

Около вокзала (chelyabinsk_peshkom)


Случилась отличнейшая прогулка по околовокзальным местам! Я в восторге полнейшем: про переселенческий пункт слышала лишь мельком, а сейчас эксперт имею более конкретное представление; практически все объекты на экскурсии были для нас, участников прогулки, новыми. Такие обычные места, а первый раз здесь!
Повторяю: опечатки, фактические огрехи на фото - mea culpa.


Про эту часть города не знаю ничего совершенно. Порт - первый раз слышу.
Завод им. Колющенко (chelts.ru) Старейшее промышленное предприятие Челябинска – бывший завод имени Колющенко – известен не только в России, но и далеко за ее пределами. Тяжелая строительная и дорожная техника, разработанная и выпущенная работниками завода, в основном автогрейдер ДЗ-98 и запчасти ДЗ-98, пользуется большим спросом благодаря высоким показателям качества, долговечности и производительности.


А вот здесь начинается удивительное. Я просто буду копировать информацию. И что-то от себя добавлять. Транссиб и переселенческий пункт - то, что сделали город таким, какой он есть. В переселенческом пункте насчитывалось до ста зданий! Представляете, сколько людей проходило через город? У них у всех были нужды, потребности - и город за счет этих потребностей развивался, увеличивал производство свое.
Архивист Николай Чернавский отмечал, что «наряду с железной дорогой это было самое крупное и шумное учреждение в городе, создававшее большой спрос на жизненные припасы и промышленные изделия и, следовательно, немало способствовавшее экономике города».
А вот здесь статистика по годам - в каком году сколько человек уехало в Сибирь через наш пункт, а сколько уехало обратно в "Европу".
(Znak) переселенчеством в России стало добровольное перемещение сельского населения — крестьян и мещан-земледельцев — на постоянное жительство в малонаселенные окраинные районы, преимущественно в Сибирь. После того как в 1861 году в России было отменено крепостное право, отношение государственной власти к стихийно возникшему переселенческому движению оставалось отрицательным на протяжении двух десятилетий. Сказывалась боязнь помещиков потерять дешевые рабочие руки избыточного сельского населения центральных губерний. Но с начала 1880-х годов положение стало меняться, чему способствовал резкий рост социального напряжения в деревне. И в наращивании внутреннего миграционного потока «за Урал» власти увидели возможность разрядить это напряжение.


Самым значительным являлся Челябинский переселенческий пункт, организованный чиновником особых поручений Станкевичем, которого командировало министерство внутренних дел — специально для содействия переселенцам.  В 1893 году для размещения тех, чей путь лежал к восточным границам империи, в Челябинске был построен временный дощатый барак с земляным полом. Уже в следующем году рядом возвели второй барак, небольшую баню и приемный покой с двумя больничными палатами. Кроме того, установили несколько киргизских юрт.


(Полутеплый барак, 1904г) - Всю информацию и фото беру со Znak

Посадка переселенцев в поезда осуществлялась непосредственно на путях, без особой платформы, в стороне от здания вокзала, чтобы не препятствовать основному движению, в том числе перевозке обычных пассажиров. Переход через пути людей с багажом и детьми представлял очевидную опасность для их жизни, поэтому вскоре была построена специальная — переселенческая — платформа с навесом. Однако и она не удовлетворяла всех потребностей: скопление переселенцев и их багажа близ главной линии и сама отдаленность пункта от основного комплекса железнодорожной станции в целом усложняли приемку и отправку поездов. Для решения этой проблемы с западной стороны от переселенческого пункта в 1898 году достроили отдельную трехпутную железнодорожную ветку с двумя платформами и служебными постройками.

С 1894 года по 1909 год через переселенческий пункт в Челябинске проследовало 4,4 млн переселенцев.Особенно тяжело было служащим переселенческого пункта в весенние месяцы, когда приходилось принимать до 65% годового потока переселенцев. В иные дни мая в Челябинск прибывало до 10-12 тыс. человек.

К 1914 году, перед началом войны, в челябинском переселенческом пункте имелось около ста различных построек, включая переселенческую школу, лекционный зал на 300 слушателей, музей сельскохозяйственной техники, библиотеку.





Вау! Водонапорную башню знаю только на Воровского, а тут такая красавица стоит!

по итогам поездки Столыпина в Челябинск в 1911 году и в городе, и на переселенческом пункте, в частности, были проведены работы по строительству водопровода. Тогда же были устроены трое входных ворот, началось возведение двухэтажного каменного здания новой бани. В 1912 году была устроена канализация, была оборудована пароформалиновая камера для дезинфекции одежды и ручной клади, проведено электрическое освещение, выстроено каменное здание детского приюта. На следующий год — возведена каменная ограда, построен дом для заведующего пунктом.







Какая еще часть истории города откроется мне?
Tags: Челябинск, интересно
Subscribe

  • про животных

    Попросила Лену назвать животных на картинке. Назвала всех, а кролики-зайцы за животных не считаются. Они главные герои. Они как люди.

  • Желаемое и действительное

    Пытаюсь подсунуть Леночке Радлова и Девочку Машу, Куклу Наташу. Но нет. Ребенок настойчиво просит почитать каталог. Агррррр!

  • Масса для лепки

    Что-то новенькое! Не сказать, что я в восторге, но попробовать сделать такую массу интересно. Нужен крахмал и маска/бальзам для волос (у меня…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments