iris_arctic (iris_arctic) wrote,
iris_arctic

День 7. Заансе Сханс, Заандам, Морской музей

Погода в этот день выдалась бррр! какой.
В такие дни немного обидно - хочется наслаждаться городом, новыми местами, а мы кутаемся, носимся.
На седьмой день мы поехали в деревушку Заансе Сханс (ссылка на ЖЖ о поездке - информативнее, чем у меня) - что-то типа наших Мандрог. Показушные Нидерланды (в хорошем таком смысле). Потом мы поехали в Заандам - в домик Петра 1. Там и встретили Гарика Сукачева. А потом еще пошли в крутейший музей судоходства. И потом еще дома сидели весь долгий вечер - смотрели на дождь и пугались ветра.

Утром обратили внимение, чтона некоторых велосипедах появились "приветики". Насколько я понимаю (это только догадки) - эти велосипеды просят до такого-то числа переставить, иначе их на "штрафстоянку" уволокут. Как на самом деле - хотелось бы узнать. Внешне велосипеды нормальны, лишь некоторые ветхие или в пыли-мусоре.

Пришли на вокзал и ахнули - повсюду мусор. Что-то невероятное. Мусор на перроне, в здании вокзала, мусор в вагонах!

Это было что-то невероятное. Потом услышали сообщение о том, что у уборщиков жд забастовка. Просят проявить понимание и не мусорить, а если есть мусор, то забирать с собой.
Чтобы добраться до Заансе Сханс надо ехать до Koog Zaandijk. А домик Петра 1 в Заандаме - между ними всего 5 минут. По какой-то таинственной причине мы взяли билет в одну сторону (видимо, надеялись, что из Заансе Сханс чудесными дорогами и чудесными паромами поплывем).
Ехали вместе с китайцами с чемоданами. Оказывается, у них там фототехника была.
Приехали. Пошли по стрелкам.
Начал накрапывать дождик, но мы храбрились.Между Коог-Зандиком и Заансе Сханс находится шоколадная фабрика - вроде как самая крутая в Нидерландах (в магазине проверяли несколько плиток - сделаны все в Заансе Сханс).В городе пахнет ШОКОЛАДОМ!!! Мне очень захотелось выпить горячего шоколада. Хоть я его и пила один раз. Хоть мне и тяжко было после него.
Дурацкая фотография - но она для того, чтобы китайцев показать. Они фотографировались у каждого столба, всему очень радовались. Было ОЧЕНЬ холодно, а они перед каждой фотографией раздевались, снимали свитера, куртки, фотографировались и опять быстренько ныряли в свои телогреи. Ужасно. Как же им холодно было. Я через несколько минут утащила у Андрея шапку.
Такие фотографии есть у всех, кто ездил туда. Настолько все "как на картинке", что плакать от счастья хочется. Только вот погода...

Пошли на мельницы - просто посмотреть, не заходили (по-моему, мы в какой-то момент поняли, что денег мало и решили очень-очень экономить), а тут еще дождь,ветер сильнейший...и нам вообще не до мельниц стало.
Можно и на лодочке, и на пароме - но не в такую погоду.
Я мечтала о тепле и о контактном зоопарке. Мы его нашли - вот, увидели даже, что животных кормить нельзя. А животные замерзли и спрятались. Я их понимаю. Пишу сейчас и тоже холодно становится.

В Заансе Сханс есть несколько бесплатных музеев - мы были в трех или четырех. А есть и платный - из него мы как раз вышли. И пошли в музей кломпов и сыра (как раз настало время второго завтрака))

Традиционное фото в кломпе.
А тут можно посмотреть историю кломов,посмотреть как ихделают и купить себе.
Удивительно, пара кломпов стоила не намного дороже литра молока. Это,однако, считалось вполне себе нормальным - одной пары кломпов хватало лишь на несколько месяцев,поэтому кломпы нужны были всегда и везде.

На ярмарке в Амстердаме можно было узнать приезжих по кломпам - по носкам и пяткам. У каждого региона  - свои "спилы" и "срезы". Воры хитрили - меняли у кломпов местами пятку и носок - чтобы запутать след. Или даже делали две пятки или два носка, чтобы всех окончательно свести с ума.

Кломпы очень легкие. Очень. Но носить их надо только на шерстяной носок и чтобы зазор между носком и кломпом был 1-2 пальца.

Очень сложно было создать этот музей и найти экспонаты - потому что как только кломпы дырявились,их сжигали.

Модные такие...

А здесь - показывают, как кломпы делают. Андрей снимал на видео. Не сказать, что очень трудоемкий процесс. ПОсле того, как кломп сделали, ему надо посохнуть несколько недель или дней, потому что дерево - "живое", из него очень много влаги выделяется.

В корзинах лежат такие вот заготовки. Купили две) Как раз Саше по размеру))
Кломпы по размерам, покупай и радуйся! Говорят, ходить в них удобно.

А вот эта дурацкая фотография - на ней изображен первый магазин Albert Heijn - в конце 19 века Альберту Хайну на свадьбу отец подарил вот эту бакалейную лавку. Теперь сеть магазинов с одноименным названием - самая популярная в Нидерландах и насчитывает более 700 магазинов и магазинчиков to go. Вот здесь - интересная презентация на русском о сети.
Мы пошли обратно, на станцию. А вот и источник шоколадозапаха. Ммммм!!!
Как сказала выше, билеты мы купили только в одну сторону. На каждой станции - автомат, в котором можно купить билеты за деньги (монетки), карточку или еще каким-то там способом. Автомат на этой дурацкой станции карточки не принимал!!! Нам за билеты надо было отдать как раз около 5 евро. Монетами. А у нас была бумажка. Думали, в киоске обменяем. А там такая гадость висит! В итоге, обменяли деньги у китайцев,которые уехали в другую от Амстердама сторону и поехали в Заандам.
Через несколько минут приехали в Заандам. Для русских город знаменит тем, что какое-то время там учился судостроительному мастерству Петр 1. Инкогнито. Но его быстренько рассекретили и отправили со всеми почестями в Амстердам.
Заандам - удивительныый городок. Встречает чудными домами а-ля традиционный стиль (ниже фото), потом идет пешеходная зона с кучей магазинов вдоль канала. С огромным удовольствием погуляла бы там. Но Саша.
А вот и памятник Петру.
А здесь пошутили забавно - якобы в этом заведении Петр 1 выпил свой первый бокал пива))
Стрелочка по направлению к домику Петра. Улица носит забавное название Кримп. Прям Shrimp какой-то.
А вот мы и в самом домике. Он обнесен кирпичным "куполом" - самим музеем. Сказали, что ребенку можно бегать и ходить везде. Но потом, когда увидели ЧТО делает наш деструктивный ребенок, попросили его контролировать)) Это только на первый взгляд Сашка ангелок.
Буквально в прошлом году у музея появился меценат (так говорят?), были проведены какие-то основательные работы и сейчас там очень даже приятно. Но не знаю - может и раньше было не хуже.
Вот. Вторая строка сверху. Кутузов. Во всех путеводителях написано, что ооо! в домике даже Кутузов подпись оставил. Но экскурсовод сказала, что это все ерунда - Кутузова в 1868 году уже не было, а подпись - его потомка.
Первое, что сделал Петр 1 по прибытию в Заандам в рамках своих корбельных штудий - ванну. Только неизвестно - для себя или нет. Вот, на гравюре показано.
Это фото "колпака" со стороны садика - мы там обедали, а Сашка по кустам прыгал.
Мы уже превратились в бухтелок и ничего Сашико не разрешали. Скучные родители!
Ну и вот. После обеда зашли еще раз в музей. Я слышу, экскурсию кому-то рассказывают. Да так - соловьем поет. Поподслушивала и ушла. А Андрей остался. Потом выходит - глаза горят. Оказывается, Гарик Сукачев с семьей это были. Замечательно так.
Вооот! Представляете! Вот такие домики - я не совсем поняла, офисы это или жилые помещения, но так замечательно! И нигде нет этого уродского, поганого сайдинга. Который все портит.

Крутяк, да? Все в одном стиле и модняво так. Прямо за домами - жд станция.
Шел дождь. Мы поехали в Амстердам в морской музей. Крутейший музей (удивительно!) со внутренним двориком. Нам не удалось обойти весь музей - пришли за полтора часа до закрытия, да и Саше это было бы слишком. Но то, что увидели - понравилось.
Первые залы посвящены работорговле. Крупнейшая трагедиия в истории Нидреландов - потонувший корабль с рабами на борту. Позорная страница истории. Залы, в которых об этом рассказывается, а потом - что-то типа лектория. Поднимаются актуальные вопросы по этой теме, ты выслушиваешь разные точки зрения, а потом голосуешь (Санька голосует).
В рамках посещения музея можно зайти на корабль (справа) и прокатиться на катерке (слева). На корабль мы зашли под проливным дождем, а катер решили проигнорировать - сильный дождь, волны. Спасибо.
Что со мной? Как удобно - везде лифты. Интересно, у нас в краеведческом есть лифт если возникнет необходимость?
В этих огромных колбах показаны грузы, которые перевозят корабли.
Саше понравилась такая вот интерактивная стена. Перед тобой - карта Амстердама, на которой можно выбрать корабли, баржи, спец.технику или еще что-то, относящееся к теме. Выбираешь и это судно начинает двигаеться, а потом про него показывают короткий репортаж.

Под дождем пошли на корабль. Было 2-3 экскурсии с местными школьниками. Мы бы подслушали, да не понимаем.

После корабля пошли во внутренний дворик. Саша схватил зонтик и бегал с ним. Самого почти не видно - забавно, будто зонтик сам по себе носится.
Следущий зал, в который мы пошли, был посвящен китобойному промыслу. На входе в зал показывали что-то типа мультфильма о китовых предрассудках. Думали, что киты - чудища. Саша смотрел и очень волновался, заламывал руки, охал, потом даже всплакнул. Никогда его таким не видела.
 А еще была показана часть кита в натуральную величину. В пасть можно было зайти и увидеть сердце и услышать как оно бьется. Очень здорово.

Мы еще немного походили и побежали скорее домой греться.
Саша в нашей гонке уснул, Андрей уснул вместе с ним. А я пошла готовить ужин.
Вообще, удивительно так - очень часто мальчики мои зеркально спят (не здесь, а в принципе). Это очень забавно.

Так прошел наш очередной день в Нидерландах.